Рамиль Гали: «Спросите у наших “великих” фотографов, есть ли у них сортиры на улице Баумана!»

В казанском «Манеже» открывается фотовыставка известного мастера репортажа и фотохудожника. В экспозицию вошла сотня фотографий автора.

Сегодня в выставочном зале «Манеж» Казанского Кремля откроется персональная выставка казанского фотохудожника Рамиля Гали. Здесь представлены уникальные снимки известных политиков и общественных деятелей конца 80-х – начала 90-х годов. Этот период отечественной истории отмечен всплеском гражданской активности. Он эксклюзивно запечатлел участников митингов времен первых президентских выборов, референдума о суверенитете Татарстана и даже «гопников». Подбирая фотографии к нашему номеру, посвященному «казанскому феномену», мы столкнулись с тем, что визуальных документов той эпохи в открытом доступе почти нет. Такая же ситуация с другими важными темами эпохи перемен, которую татарстанцы переживали бурно и порой трагично.

gali3

«Сейчас я хотел выставить свои сто фотографий, там же история Татарстана. Вы думаете, кто-то ходил на митинги? Я ходил на каждый митинг, как на работу. На какое-то большое событие могло прийти десять фотографов, а если митинг маленький,  никто не приходил, я снимал один там. Это же история наша!», – рассказал мастер в эксклюзивном интервью журналу «Идель» накануне открытия выставки.

«Я снимал сортиры на улице Баумана. Давайте теперь скажем фотографам, если они такие великие, есть ли у них сортиры на улице Баумана? Нет! Есть бандюки? Гопники есть? Нет гопников. У меня есть соломенная крыша, последняя, настоящая соломенная крыша, минарет деревянный, потому что все деревянные минареты были срезаны, первый крестный ход, который вышел из Кремля, я его снимал. Первый никах, вообще мечеть Марджани запрещали снимать, это сейчас имама может снимать, а раньше запрещалось и фото, и видео. Я с большим трудом проходил в мечеть, чтобы хоть что-то как-то снять. Вот, первый никах. Обрезание бабаем. Есть у вас? Покажите! Это история! Это сейчас хирургическим путем, а раньше бабай делал. У нас масса чего в изображениях нет, вот завтра я скажу, все, я устал, у меня архив лежит в Москве, я уеду и все. У вас здесь не будет ничего. Не будет этих фотографий, просто не будет. Вы будете писать: «да, были годы», а какие они были? Как они шли, шарфы мохеровые!» – рассказал Рамиль Гали в редакции журнала.

По его словам, в его архивах есть главные свидетельства истории страны. «Тогда эксклюзивно только я снимал. Потому что приехало телевидение и я. Вот, коммунисты ушли, подписание договора, передали власть, милиционер стоит. Это главные документы страны!», – считает Рамиль Гали.

gali5

В этом году фотомастер отмечает 60-летие. Он работает в татарстанских СМИ с 1985 года:  делал снимки для газет «Вечерняя Казань», «Татарстан яшьлэре», «Шахри Казан». В 2000 году он переехал в Москву по приглашению издания «Комсомольская правда», в дальнейшем сотрудничал с «Коммерсантом» и газетой «Гудок». В 2009 году Рамиля Гали пригласили на работу в Нью-Йорк в журнал «Tourism». Вернувшись в Москву через год, он стал фотокорреспондентом газеты «Труд». В 2015 году Гали принял решение вернуться в Казань. Он устраивается работать в «Комсомольскую правду», а в 2016 году стал штатным корреспондентом информационного агентства «Татар-информ».

Редкий мастер репортажа увлекается и созданием смысловых стильных обложек для современных изданий. «Когда я работал в Москве, то мне пришлось работать какое-то время в журнале “7 дней”. Меня попросили снимать обложки для этого журнала. У меня такой опыт был только в журнале “Сююмбике”. Я в прорубь прыгнул, можно сказать, с репортерской работы в журнальную и сразу на обложку», – рассказал он в беседе.

Фотография для обложки декабрьского номера 2017 года журнала "Идель" от Рамиля Гали

Фотография для обложки декабрьского номера 2017 года журнала «Идель» от Рамиля Гали

Мастер считает, что обложка должна нести определенную тематику, а в том журнале это были звезды. «И чаще всего – звезды шоу-бизнеса, с большими амбициями и с дурным характером. Поэтому я не просто снимал эти обложки, я еще и плакал, когда их снимал, потому что иногда мне хотелось модель избить, но я держал себя в руках, строил глазки, чтобы хоть как-то выправить ситуацию. И макияж мне не нравился, и прическа мне не нравилась, одежду мне хотелось с нее сорвать, чтобы с дизайнерами вместе что-то сделать», – признался Рамиль Гали.

gali4

«Обложка заключается в тонких намеках, мы должны тоненько, гладенько намекать о своей национальности, намекать, что мы красивая нация. Мы должны как-то тихонечко включать туда свои символы, это может быть головной убор, это может быть вышивка, это может быть на втором плане какой-то предмет. При этом мы должны сохранить стиль журнала», – поделился мастер профессиональными секретами.

Мастер и его помощница вывешивают экспонаты выставки в "Манеже".

Мастер и его помощница вывешивают экспонаты выставки в «Манеже».

Выставка Рамиля Гали презентует фотографии, созданные в период с 1988 по 1993 годы. Выставка в «Эрмитаже», по мнению фотографа, должна ознаменовать собой начало системной работы по созданию фотоархива исторической хроники Казани, в котором были бы собраны снимки хотя бы с 70-х годов XX века.

Полное интервью с мастером и его новые фотографии мы готовим к публикации в сентябрьском номере «Идели». Напомним, 1 сентября стартует подписная кампания.

Подписка

Оставить комментарий