Казани нужен сквер Гаспринского!

«Во многих сферах жизни вы подаете пример многим субъектам России и даже Москве. Чувствуется, что народ гордится, что они татары. Сколько названий организаций начинается с «Тат…». И никого это не смущает!»

Мы встретились впятером — руководитель пресс-центра им. И.Гаспринского Айдер Эмиров, директор крымскотатарской библиотеки им.И. Гаспринского из Симферополя Гульнара Ягъяева, редактор еженедельника «Мәдәни җомга» Вахит Имамов, редактор журнала «Безнең мирас» Лябиб Лерон и я, заместитель генерального директора АО «Татмедиа» Сюмбель Таишева.

Начался разговор в Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа», а продолжился за чашкой чая в одном из ресторанов Казани. Обе стороны интересовали вопросы, касающиеся общетатарской истории и нашей нынешней реальности.

Сюмбель Таишева: Каждая встреча с нашими братьями из Крыма для нас большая радость. Шаг за шагом снова налаживаются прерванные по известным причинам связи, протягиваются нити между родственными народами. Кем и с какой целью была организована ваша делегация в Татарстан?

Айдар Эмиров: В августе этого года для обсуждения вопросов туризма на выездном заседании Государственного Совета Российской Федерации в Ялту приезжал Президент России Владимир Путин. В этом мероприятии участвовал и Президент Татарстана Рустам Минниханов. Состоялась теплая встреча представителей крымско-татарского народа полуострова с лидером всех татар. Тогда Рустам Нургалиевич и предложил, не только нам, но и всем представителям ассоциации Крыма, приехать в Казань и изучить многолетний успешный опыт республики, деятельность Ассамблеи народов Татарстана и дома Дружбы народов.

20150925_141344

Вскоре была сформирована делегация. Я сам буквально пару месяцев назад возглавил медиацентр им.И.Гаспринского, созданный Советом Министров Республики Крым. Мы планируем издавать научно-популярную литературу на национальных языках, выпускать национальные СМИ. Именно в этих направлениях мы хотели бы наладить сотрудничество с коллегами из Татарстана.

Сюмбель Таишева: Сегодня третий день вашего визита в Татарстан. Удалось ли достичь каких-нибудь результатов?

Айдар Эмиров: Интересных встреч было много. Хочу особо выделить одну из них. Мы воодушевлены визитом в Кремль к главе республики. Когда мы рассказали Рустаму Нургалиевичу о только что созданном медиацентре имени Исмаила Гаспринского, он предложил нам заключить договор о сотрудничестве с Республиканским агентством по печати и массовым коммуникациям. Думаю, что это очень хорошее начало. Нам ещё предстоит тернистый путь выстраивания отношений СМИ с властью и населением, который вы прошли в постсоветское время. Для нас все это – ново. Мы побывали и в Татарском книжном издательстве, предложили подготовить ряд совместных издательских проектов, касающихся Золотой Орды, Крымского и Казанского ханств, а также обмениваться книгами, как это было установлено с древних времен. Столетиями в Крым книги привозили со всего мусульманского мира – из Египта, Сирии, Ирана, а также из Астрахани и Казани.

Сюмбель Таишева: До сих пор не известна судьба ханской библиотеки, которая пропала после взятия Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного. Из исторических преданий мы знаем, что казанская царица Сююмбике — супруга Сафа Гирея передала свою личную библиотеку медресе при мечети Кул-Шариф. Предполагают, что рукописи вместе с сокровищами из ханского хранилища все еще могут храниться в Московском Кремле или же их увезли в Польшу. А какая судьба библиотеки Крымских ханов?

Айдар Эмиров: Историки предполагают, что часть рукописей ханской коллекции в Крыму включала в себя документы из коллекции ханов Золотой Орды. Осталось свидетельство, что у хана было огромное собрание рукописей и печатных книг на татарском и некоторых восточных языках. Однако вследствие ряда пожаров в ханском дворце и в сокровищнице Сахиб Гирея часть этих ценностей погибла. Оставшиеся были перевезены после завоевания Крыма Россией в 1783 году из Бахчасарая в Симферополь, который тогда еще назывался «Ак месджитд». В 1905 году все архивы изъяли из исторических сокровищниц Симферополя, а в 1975 году эти бесценные документы перенесли в Санкт-Петербургскую (тогда Ленинградскую) библиотеку им.Салтыкова-Щедрина. Среди вывезенных рукописей были и так называемые Кадиаскерские тетради. Возможно, там сохранились также документы Казанского ханства.3 Несмотря на все перипетии в Государственном архиве Республики Крым, а также в архивах Библиотеки имени Исмаила Гаспринского хранятся немало документов, отражающих прошлое татар Крыма и Поволжья. В истории крымско-татарского народа долгое время белым пятном являлся период второй мировой войны. Сейчас открыты документы о партизанском движении. Хотя из них ясно, что основная часть крымского населения участвовала в борьбе против фашистских захватчиков у себя на родине, это не спасло их от изгнания. Все было решено заранее и окончательно. Ведь уже к началу депортации перестали награждать крымских татар, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Очень много документов было подписано о боевых наградах, однако сами медали и ордена вручены не были.

20150925_142807

Вахит Имамов: После начала возвращения депортированных народов первым из наших литераторов о трагической судьбе и проблемах крымских татарах написал писатель и переводчик Рустем Кутуй. Потом появилась книга известного журналиста Венеры Якуповой «Крымские татары или привет от Сталина». Сам я тоже был в Крыму в 1989 году, когда происходили массовые волнения из-за нежелания местных властей принять жертв сталинского режима на земле своей исторической родины. До сих пор помню палаточный пикет, транспаранты с надписью «Почему нам не помогаете?» Мой новый роман о Сулейман-султане связан с Крымом. Как сейчас живется крымским татарам?

Айдар Эмиров: Самая большая проблема связана с подготовкой учителей крымского татарского языка. По неточным данным, в Крыму осталось около 260 тысяч крымских татар. В тоже время их численность в Турции доходит чуть ли до семи миллионов. К сожалению, депортация и гонения сделали свое злое дело. Многие оставшиеся на родине не знают своего родного языка. Есть те, которые говорят на бытовом уровне, но не знают литературного языка, не умеют писать. Фактически, мы – некогда коренное население – сегодня составляем всего лишь 10-12 процентов от общего числа жителей полуострова. В августе этого года в Турции состоялся так называемый Всемирный конгресс крымских татар. Я подчеркиваю «так называемый», потому что крымские татары, проживающие в Крыму там фактически не были представлены. Когда Мустафа Джемаль – он сейчас persona non grata в России – ехал по Анкаре, его сопровождали автомобили с мигалками, как4 важное лицо. Мое твердое убеждение: если любишь свой народ и заботишься о его будущем, нужно жить на родине, каким бы ни был режим. Казанские татары и в этом нам пример – не уехали же они в Османскую империю в том количестве, в каком крымские татары. Хозяином нужно быть на своей родине!

Лябиб Лерон: Казанские журналисты внимательно следили за ситуацией вокруг крымско-татарского канала ATR. С сентября у вас создан новый телевизионный канал «Миллэт», который с ноября будет выходить на спутник. Есть сожаление, что ATR переместился в Киев?

Айдар Эмиров: Если вы интересовались турецким форумом о судьбе крымско-татарского народа, наверное, обратили внимание на выступление одного из известных деятелей диаспоры, который в буквально истеричной форме провозгласил с трибуны: «Если вы хотите знать цель Путина, посмотрите на караимов, которых сегодня около нескольких сотен и которые потеряли свой язык. Второй вариант – Татарстан», – пугал он. Однако мы приехали в Татарстан и увидели совершенно другую картину. Во время посещения города Болгар все члены нашей делегации – и греки, и армяне, и украинцы поразились тому, что увидели. Ни для кого не секрет, что когда-то татарам пришлось стоять на коленях. Но затем вы встали на одну ногу, а вот теперь многие годы уверенно и крепко стоите на двух! Более того, во многих сферах жизни вы подаете пример многим субъектам России и даже Москве. Чувствуется, что народ гордится, что они татары. Сколько названий организаций начинается с «Тат…» — «Татнефть», «Татмедиа», «Татар- информ», «Татцентр». И никого это не смущает! В Крыму, к сожалению, бывшие лидеры меджлиса делают все, чтобы дестабилизировать ситуацию. Нашумевший канал ATR также внес свою лепту в этот раздор. Раздробленность подталкивает молодежь уехать в Турцию или в Европу. Народу нужны новые лидеры. Без лидера народ теряется!

Вахит Имамов: Недавно в Казани прошел фестиваль тюркской поэзии. Там прозвучала замечательная мысль: когда народ деградирует, перестают рождаться поэты.

Айдар Эмиров: Верно замечено. Многое должно зарождаться заново. Я предлагаю начать более активную работу по поддержке юных дарований. Мы могли бы выпустить объединенный сборник татарской и крымско-татарской5 поэзии. Крымско-татарская и татарская литература сильно переплетены. Тукай для всех тюркских народов был поэтом номер один. Я думаю, а что было бы, если бы он жил дольше и не умер до революции? Наш известный поэт Амди Гирайбай тоже прожил короткую жизнь. Его расстреляли в Бутырской тюрьме в возрасте 29 лет, обвинив в национализме. А какой это был талант! Сами поймете, как только я вам наизусть прочту его стихотворение «Тукаю» (читает). Амри Гирайбай во время учебы в Турции написал диссертацию «История Крыма», в которой развивает идею единства тюркских народов и общетюркского языка. Однако эта легендарная личность мало известна среди родственных народов. Благо, все они знакомы с творчеством и идеями общетюркского просветителя Исмаила Гаспринского, с именем которого связано внедрение в мусульманские школы светского метода обучения джадидизма. Они с женой Зухрой Акчуриной – уроженкой Симбирской губернии являются издателями первой общетатарской газеты «Тәрҗеман», которая вышла в свет в Бахчисарае в 1883 году. И почему бы в Казани не установить бюст или барельеф Гаспринского? Нужно «поднять» этого великого ученого, философа, тогда, глядишь, и об остальных начнут вспоминать. В Российской Империи сотни школ были названы его именем. Одна из школ в Симферополе и сегодня носит его имя. На следующий год ему исполнится 165 лет, а ведь до революции Исмаил Гаспринский был «своим» в Казани, как Габдулла Тукай был «своим» поэтом в Крыму. У Исмаил-бея Гаспринского много заслуг перед тюркскими народами. Не могу не сказать еще об одной из них. В начале XX века он остановил эмиграцию крымских татар в Турцию, как и Габдулла Тукай, который написал знаменитое стихотворение «Китмибез!»

Комментарии

  1. Мадина
    Ноя 13, 2015 @ 00:02:04

    Установить бюст Исмаила Гаспринского — отличная идея! Необходимо увековечить память основоположника джадидизма, благодаря которому татарский народ стал современной нацией, открытой для образования и науки, терпимой к другим религиям.

Оставить комментарий