ИСКУССТВО сохраняет ИСКУССТВО

 

В ноябре прошлого года состялись большие, почти трехнедельные гастроли Хора студентов и Симфонического оркестра Казанской консерватории по Западной Европе. В рамках турне коллективы приняли участие в Международном музыкальном фестивале духовной музыки «Россия — Германия – Италия». Концертные залы и храмы Южной Германии, великолепные ватиканские соборы столицы Италии вновь стали свидетелями успеха творческих коллективов Казанской консерватории.pure-music_1920x1080

узыкальный проект, состоявший из семи концертов, фактически объединил сразу три музыкальных фестиваля и три европейские державы – Россию, Германию и Италию. Российская часть фестиваля стартовала еще в сентябре в Большом концертном зале в Казани. Первая симфония Чайковского «Зимние грёзы» и Второй фортепианный концерт Рахманинова (сочинения, давно ставшие «визитной карточкой» отечественной культуры) в исполнении молодых музыкантов звучали по-­особому тепло и искренне. Выступления, прошедшие на юге Германии, где и названия городов звучат как средневековый мадригал (Саарлуи, Шпайер, Ойсертааль), словно растопили сами представления о немцах как о сдержанных и достаточно малоэмоциональных людях: все концерты сопровождались искренними овациями слушателей. А в Италии казанские музыканты в третий раз стали участниками Международного фестиваля «Musica e arte sacra», состоявшегося в пятнадцатый раз. Два концерта, прошедшие в базилике Святого Игнатия Лойолы, стали кульминацией напряженного гастрольного графика: после «Stabat Mater» Россини и «Реквиема Моцарта» овации не стихали почти полчаса…

Организация выступлений учебных коллективов, в работу которых полноценная гастрольная жизнь не входит, всегда сопровождается множеством трудностей – тем более, если это гастроли за рубежом. Но, как отмечали все организаторы, ими двигала искренняя любовь к музыке и, что еще более важно, стремление к укреплению дружеских связей между нашими народами. Именно это помогало преодолевать препятствия, возникавшие на пути, несмотря ни на какие международные обстоятельства.

Казанская консерватория, один из ведущих музыкальных вузов России, не в первый раз становится инициатором проведения международного форума такого масштаба. С немецкой стороны устроителями фестиваля стало содружество немецких музыкантов «Палатина Классик» и филармония Саарланда. Организатором фестиваля в Италии выступает благотворительный Фонд духовной музыки и искусств, много лет занимающийся реставрацией и сохранением сокровищ, принадлежащих Ватикану. «L’arte salva l’arte» / «Искусство сохраняет искусство» – таков его главный девиз. И вечное искусство – музыка, звуча в древних соборах, словно оживляет мраморные скульптуры и бесценные фрески, действительно помогая сохранить то, что является бесценным наследием человеческой культуры; свидетельство тому – заполненные до отказа залы: по самым скромным подсчетам, слушателями концертов фестиваля только в Европе стали около пяти с половиной тысячи человек!..

Художественным руководителем программы фестиваля стал маэстро Лео Кремер – неординарный музыкант, с которым Казанская консерватория сотрудничает уже почти три десятка лет. Словно скульптор, разминающий холодную глину, он без устали работает с оркестром и хором, оттачивая детали и подбадривая солистов, выверяя ансамбль и выстраивая форму. Под его сильным, вдохновенным управлением исполнители становились единым, слаженным организмом. Красочная многослойность оркестрового звучания дополнялись монолитной силой и гибкой отзывчивостью звучания хора, усиленного певцами из Германии: в европейских концертах вокальный ансамбль «Палатина Классик» и любительский филармонический хор земли Саар присоединились к хору консерватории.

Безусловный восторг публики вызывали исполнявшиеся хором студентов а капелла сочинения оте­чественных композиторов, . Под управлением художественного руководителя коллектива Владислава Лукьянова звучала музыка Свиридова и Рахманинова, Чайковского и Шарифуллина – и, несмотря ни на какие культурные различия, находила живой и очень непосредственный отклик в душах слушателей…

Двухнедельное турне по Европе– непростое испытание для молодых музыкантов, гастрольный опыт которых еще очень мал. Однако все дорожные неудобства были с лихвой вознаграждены природой немецкого юга, ласковым солнцем Италии и, самое главное, горячим приемом публики и высочайшей оценкой выступлений казанских коллективов. Музыканты играли и пели с полной отдачей, на уровне лучших коллективов мира, и это было понятно: ведь в программах фестиваля в Италии значились выдающиеся хоры и оркестры Европы, чьи имена известны всем любителям музыки. Это Венский филармонический оркестр и Венский Зингферайн, хор Сикстинской капеллы и оркестр театра Ла Скала. Дни, проведенные в Европе, для всех участников проекта, конечно, останутся одним из самых ярких воспоминаний их творческой жизни.

Оставить комментарий