Башкирское театральное искусство – нам есть чем удивить!

Новшество международного фестиваля-форума «Науруз» — посвящение очередного фестиваля театрам одной из стран-участниц или региону России. Так, программы фестивалей 2015 и 2017 годов по бо́льшей части состояли из спектаклей театров Казахстана и Республики Саха (Якутии). Предстоящий «Науруз-2019» посвящается Республике Башкортостан. Предлагаем читателю краткий обзор театральной культуры Башкортостана.

Думается, на решение организаторов посвятить «Науруз» 2019-го года театрам Башкортостана повлияло несколько факторов. Во-первых, на театральной карте тюркского мира Республика Башкортостан занимает одно из ведущих мест. Во-вторых, так издавна повелось, что между Татарстаном и Башкортостаном существует взаимопонимание, поддержка, тесная, можно сказать, родственная связь. И если порой возникает соперничество, то оно носит исключительно дружественный характер. А потому (и это, в-третьих) наши коллеги не могли оставить без внимания крупные события, приближением которых сегодня живет Башкортостан. Следующий год для республики ознаменован тремя важными юбилейными датами: 100-летием образования Республики Башкортостан, 100-летием со дня рождения Народного поэта Башкортостан Мустая Карима и 100-летием Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури.

И здесь уместно будет вспомнить, что изначально основоположники национального театра Башкирии не отделяли себя от первых татарских трупп «Сайяр» и «Ширкэт», возникших на десяток лет раньше. Именно там они постигали законы сцены и критерии театральности, вырабатывали эстетический вкус, формировали концепцию будущего театра. Творческие поиски Ильяса Кудашева-Ашкадарского, Габдуллы Кариева, Сахибджамал Гиззатуллиной-Волжской легли в основу созданного в 1919 году башкирского театра, который возглавил их соратник Валиулла Муртазин-Иманский. С его легкой руки и по сей день репертуарная политика строится по четырем направлениям: национальная классика, зарубежная, русская и современная отечественная драматургия. Собственно, то, что сегодня относят к национальной классике, возникло в первое десятилетие деятельности театра на основе фольклорной драмы. А обретенный в те годы принцип репертуарной направленности стал традицией, распространившейся на все театры республики.

Тогда же, на рубеже 20-30-х годов труппа пополнилась профессиональными артистами, воспитанниками Макарима Магадеева. Уроженец Татарстана, прошедший школу ГИТИСа, актер, режиссер, педагог Макарим Магадеев стал реформатором национального театра, утвердив в республике художественные принципы системы Станиславского. Его творческие устремления окончательно сформировали художественно-эстетическое лицо башкирского театра.

За сто лет существования театр стал хранителем языка и культуры во многом благодаря плеяде таких деятелей, как Валиахмет Галимов, Шаура Муртазина, Лек Валеев, Рифкат Исрафилов. С именем последнего связан небывалый подъем башкирского театра 80-х–первой половины 90-х годов прошлого столетия. При нем на башкирской сцене окончательно утвердился метафорический театр. Его спектакли «И судьба – не судьба» (М. Карим), «Галия» (Т. Тагиров), «Три сестры» (А. Чехов), «Великодушный рогоносец» (Ф. Кроммелинк) и венчающая этот период творчества постановка «Бибинур, ах, Бибинур!» (Ф. Буляков), принесшая своим создателям Государственную премию России, – одна их ярчайших страниц истории театра Гафури. Личная дружба двух корифеев национальной режиссуры – Марселя Салимжанова и Рифката Исрафилова – сплотила татарский и башкирский театры узами братства. И эта традиция не прерывается до сих пор.

Сегодняшним лидером творческого процесса признан режиссер Айрат Абушахманов, первой значительной работой которого стал спектакль «Полет над гнездом кукушки» (К. Кизи), завоевавший три главных приза IV Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык» (Уфа, 2006). Театральной публике Казани он знаком по спектаклям «Затмение» (М. Карим) и «Черноликие» (М. Гафури), с которыми Башкирский академический театр драмы приезжал на «Науруз». И вполне возможно, что его недавняя премьера «Зулейха открывает глаза» (Г. Яхина, Я. Пулинович) будет представлять театр Гафури на следующем фестивальном смотре.

Настоящим культурным событием в масштабах России явилась постановка по пьесе Жана Ануя «Антигона», которую осуществил на башкирской сцене Фарид Бикчантаев. главный режиссер Фарид Бикчантаев. Она стала плодом давней мечты главного режиссера Татарского государственного академического театра им. Г. Камала и художественного руководителя Башкирского академического театра драмы: Олег Ханов блистательно исполнил в «Антигоне» роль Креона. Эта работа была признана лучшим спектаклем на VI Международном фестивале «Туганлык» (Уфа, 2017) и вошла в список номинантов Национальной театральной премии «Золотая маска».

Театральное искусство в Башкортостане не сводится лишь к деятельности Башкирского академического театра драмы. В республике знают и любят театры, расположенные в крупных промышленных центрах. Два из них, Сибайский и Салаватский – это все, что осталось от некогда многочисленного отряда колхозно-совхозных театров – передвижных профессиональных коллективов, пик популярности которых пришелся на 30-е годы.

zkjxrbzgjgg-1

Сибайский государственный башкирский театр драмы сегодня носит имя своего создателя, народного артиста СССР Арслана Мубарякова. Ученик татарского писателя, литературного критика, литературоведа Макарима Магадеева совсем молодым человеком основал этот театр в селе Баймак в 1932 году. И с тех пор он является культурным центром башкирского Зауралья. Сибайский коллектив, живущий как одна семья, уникален и самобытен. Здесь, не чураясь новшеств, бережно хранят традиции. Духом первозданной театральности пропитаны такие спектакли, как недавняя премьера по драме Лиры Якшыбаевой «Аулия». А спектакль по комедии Мустая Карима «Похищение девушки», в котором торжествуют витальность и мажорность бытия, может служить эталоном истинной народности.

Салаватский государственный башкирский драматический театр, ведущий свою родословную от Аургазинского колхозно-совхозного театра, всегда был стартовой площадкой для режиссеров. Здесь начинали многие из тех, кто впоследствии составил славу флагману башкирской театральной культуры. На его сцене обретали плоть и кровь персонажи первых сочинений начинающих драматургов. И сегодня появление имен дебютантов в афише театра – не редкость. Салаватские премьеры последних сезонов вполне достойно могут представлять республику в программе фестивалей любого уровня. Это стилистически разные постановки москвича Антона Федорова «Земляки» (по повести «Деревенские адвокаты» М. Карима), «Глумов» (по комедии А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»), «Шукшин» (по рассказам В. Шукшина), «Люстра» Ильгиза Зайниева в неожиданной трактовке казахстанца Айдына Салбанова, психологически достоверный «Посетитель» Олега Ханова по пьесе популярного турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу.

В начале 90-х с развалом большой страны и ослаблением диктатуры Центра, в Башкортостане открываются новые театры. «Первой ласточкой» стал башкирский театр в Стерлитамаке, созданный Гульдар Ильясовой по инициативе тогдашнего директора Стерлитамакского русского театра, а ныне директора Российского государственного театра «Сатирикон» Анатолия Полянкина. Собственно, тогда русский театр приютил башкирскую труппу, всячески помогая последним обрести свой творческий почерк. Вскоре на сцене Стерлитамакского государственного башкирского драматического театра появились неординарные сценические прочтения национальной классики и спектакли по драматургическим опытам авторов нового призыва.

Пожалуй, лучшие постановки этого театра связаны с именем Флорида Булякова. Здесь увидела свет рампы его «Забытая молитва», принесшая драматургу, режиссеру Гульдар Ильясовой и балетмейстеру Ирины Филипповой Государственную премию РБ имени Салавата Юлаева. В стенах этого театра в процессе создания спектаклей «Любишь – не любишь» и «Москва-Васютки» по пьесам Флорида Булякова крепло режиссерское мастерство Азата Зиганшина. А последние достижения театра связанны с удачными приглашениями. Экспериментальное действо по гоголевской «Женитьбе» принадлежит петербуржцу Максиму Соколову. Оригинальная сценическая интерпретация повести Мустая Карима «Таганок» – плод творчества Антона Федорова, и эта работа, несомненно, могла бы украсить афишу предстоящего фестиваля «Науруз».

Любопытная ситуация сложилась с открытием в республике театра юного зрителя. По постановлению Правительства РСФСР появление ТЮЗа в Уфе должно было случиться в конце 60-х годов, а на деле он был создан только спустя два десятилетия. В этом театре свои лучшие годы провел режиссер Азат Надыргулов, выстраивая репертуар, вершиной которого стали драма «Чайка» (А. Чехов), трагедия «Салават» (М. Карим) и философская притча «Половецкая мистерия» (Ф. Буляков).

Сегодня двуязычным коллективом, переименованным в Национальный молодежный театр, руководит Мусалим Кульбаев – постановщик таких знаковых спектаклей, как «Радость нашего дома» по одноименной повести Мустая Карима, «Чума на оба ваши дома» Григория Горина, «Ночевала тучка золотая» по повести Анатолия Приставкина. Башкирскую труппу возглавляет Рустем Хакимов, недавно осуществивший любопытную постановку «Очень простой истории» Марии Ладо. В этом театре и директорское кресло за творческим человеком – Азатом Зиганшиным, к режиссерским победам которого следует отнести премьеру Молодежки «Калигула» по произведению Альбера Камю.

В середине 90-х в Сибае возник Государственный  башкирский детский театр «Сулпан». Самый молодой театр республики тематически остается в пределах интересов своего зрителя и концентрирует внимание на поиске современного театрального языка. Более 80-ти лет трудится для детской аудитории и двуязычный Башкирский государственный театр кукол, репертуар которого наряду с признанной детской классикой включает произведения местных авторов. На сцене театра оживают герои уникального эпоса «Урал-батыр», башкирских сказок и легенд.

Историческим преобразованиям начала 90-х мы обязаны и появлению в Республике Башкортостан татарских театров. Сначала на базе крепкого любительского коллектива был открыт Туймазинский государственный татарский драматический театр, а следом государственный статус обрела уфимская студия «Нур». За четверть века татарские театры прочно утвердились в театральном пространстве республики, выработали собственную стилистику, обрели своего зрителя.

Туймазинский театр славится смелостью в выборе репертуара. В его афише пьесы Зульфата Хакима, Мустая Карима, Туфана Миннуллина, Флорида Булякова, Ильгиза Зайниева соседствуют с «Дамой-невидимкой» Педро Кальдерона, «Дядей Ваней» Антона Чехова, «Всеми забытым» Назима Хикмета, «Гамлетом» и «Укрощением строптивой» Уильяма Шекспира. Коллектив смело обращается к сочинениям российских авторов, причисленных к движению «Новая драма». Театр участвует во многих фестивалях, активно гастролирует по России и странам ближнего зарубежья.

Со времени возникновения Уфимский государственный татарский театр «Нур» мыслит себя духовным преемником труппы «Нур», созданной в далеком 1912 году первой татарской актрисой Сахибджамал Гиззатуллиной-Волжской. Хотя тот легендарный театр просуществовал всего шесть лет, о его воссоздании мечтало не одно поколение театральных деятелей Башкортостана. В годы становления новый «Нур» выстаивал репертуар на принципах, предначертанных предшественником. Режиссер Байрас Ибрагимов обратился к татарской классике, выбирая ту, что была отринута в советском театре по соображениям идеологии: «Заблудшая» Мирхайдара Файзи, «Некрасивая жизнь» Фатиха Сайфи-Казанлы, «Зулейха» Гаяза Исхаки. Изрядно подзабытая, она была созвучна эпохе перемен. В ней отразилось само время духовных исканий, наличествовал иной взгляд на место татарского народа в историческом процессе, явственно ощущалось возрождение национального самосознания.

Сегодня театр «Нур» живет стремлением к обновлению эстетики, разнообразию стилей и постановочных приемов. В его афише можно увидеть психологически тонко выстроенные драмы «Перед свадьбой» Хая Вахита и «Он вернулся» Ангама Атнабаева, карнавально яркое действо «Башмачки» Тази Гиззата, Джаудата Файзи, иронично-лирическую комедию «Шесть невест и один мужчина» Туфана Миннуллина, калейдоскопичное, бесконечно преображающееся, мистически загадочное повествование «Женщина из прошлого» по произведению Роланда Шиммельпфеннига.

Было бы несправедливо не упомянуть здесь еще одного участника театрального процесса – Центр современной драматургии и режиссуры, создание которого заметно оживило работу с начинающими авторами и постановщиками. Организуемые им семинары по драматургии, театральные экспедиции по республиканской глубинке в поисках нового героя, публичные читки свежих пьес, режиссерские лаборатории, проводимые с привлечением ведущих театроведов, приносят свои плоды. Появляются новые имена драматургов, расширяется круг российских режиссеров, заинтересованных в сотрудничестве с национальными театрами, возникают экспериментальные постановки, идет процесс освоения нового театрального языка, апробации иных форм и стилей.

Театральная жизнь Башкортостана – это не только череда шумных и скромных премьер. Это еще и целенаправленное фестивальное движение. Здесь получили постоянную прописку Международный фестиваль «Туганлык», по концепции сходный с казанским «Наурузом», республиканский фестиваль «Театральная весна» и фестиваль спектаклей для детей «Колонсак». Отводится место разовым театральным акциям, юбилейным датам и значимым событиям. Словом, театры Башкортостана живут насыщенной творческой жизнью, и нам есть чем удивить тюркский театральный мир.

Дина Давлетшина, театровед, театральный критик, залуженный деятель искусств Республики Башкортостан. Окончила театроведческий факультет РУТИ-ГИТИС (курс профессора Н.О. Эльяша). Живет и работает в Уфе. Входила в состав жюри Международного фестиваля тюркских театров «Науруз-2002», участвует в работе коллегии критиков фестиваля «Науруз» с 2005 года.

Оставить комментарий